Каждый день в Рунете создаются десятки новых сайтов. Web-индустрия,
благодаря новым событиям в IT-сфере и новинкам технологического
оборудования, продолжает активно развиваться. Однако на рынке до сих пор
нет четкой политики ценообразования – если оставить заявку на создание
одного и того же сайта в разных студиях, разброс цен будет просто
ошеломляющим.
Как именно расходуются средства заказчика, почему при всем желании и
возможностях нельзя сделать хороший, эффективный сайт дешевле трехсот
тысяч рублей? И на чем может сэкономить клиент, заказывая сайт?
Каждый день менеджеры слышат от потенциальных клиентов один и тот же
вопрос: «Сколько стоит сделать у вас сайт?» Как показывает опыт,
зачастую клиент не желает вникать в специфику разработки и остается
крайне неудовлетворенным формулировкой «Все зависит от сложности
проекта».
Тогда мы просто называем минимальную стоимость, которая была в истории
отдела разработки Бюро, с предлогом «от». Порядка 30% потенциальных
клиентов цифра 350 000 рублей пугает, некоторые даже начинают негодовать
– мол, слышали (рассказывали, точно знаем), что сайт можно сделать в профессиональной студии за 100 000–150 000 рублей.
Стоит отметить, что в перечень этих 30% попадают компании, достаточно
известные в своей отрасли. К сожалению, у этих клиентов не всегда есть
время и желание понять, почему профессиональный продукт в существующих
рыночных условиях никак не может стоить дешевле.
Уверен, что подобные диалоги звучат почти в каждой студии, поэтому
хотелось бы развеять столь распространенный миф о том, что сайт можно
сделать за 100 000 рублей.
Изготовлением сайта занимается целая рабочая группа, профессиональный
уровень которой напрямую формирует стоимость готового сайта. В
классической комплектации проектная группа по созданию сайта выглядит
так:
проектировщик;
дизайнер;
арт-директор;
верстальщик;
ведущий программист;
программист;
менеджер проекта/тестировщик.
Цена сайта состоит из суммы времени этих людей плюс прибыль и издержки. Как распределяется бюджет?
Перед вами приблизительная структура распределения бюджета, которая
может меняться, в зависимости от специфики проекта. Например, если это
будет интернет-магазин, то на программирование уйдет чуть больше
бюджета, чем на дизайн, а если заказывать промо-сайт, то наоборот – на дизайн уйдёт гораздо больше.
Если взять среднюю студию, в которой средняя стоимость сайта варьируется
в районе 500 000 рублей, то бюджет распределится примерно так, как
показано на диаграмме. Минимум 10% уйдет на разработку достаточно
трудоемкого документа под названием «техническое задание» – это ваш
будущий сайт на бумаге, который необходим всем участникам процесса
разработки.
| (Рис. В. Пирогов) |
Примерно такая же сумма тратится на менеджмент проекта. Большая часть
бюджета распределится между дизайном и программированием в зависимости
от специфики проекта. В классическом варианте на дизайн уходит примерно
20% бюджета, тогда как на программирование
(постановка дизайна и верстки на админку), исходя из данного бюджета,
потратится примерно 200 000 рублей. И совсем незначительные суммы
останутся на верстку и контент – 10 000–20 000 рублей.
А если все-таки за 100 000? В данном случае вы должны быть готовы к
профессиональному уровню веб-продукта, за который вы платите.
Какие же работы можно уместить в бюджет 100 000 руб.? Пожалуй, лишь
дизайн и программирование. ТЗ вряд ли напишется, верстку, скорее всего,
отдадут на фриланс,
ведущий программист и программист будут представлены в одном лице,
тестировать сайт придется самому менеджеру проекта. Бюджет распределится
примерно следующим образом: 30 000 р. – дизайн, 40 000 р. –
программирование, 10 000 р. – менеджмент.
Экономия в данном случае сомнительна. Отсутствие ТЗ чревато
многократными срывами сроков. Менеджеру проекта вряд ли удастся
протестировать сайт полностью. Дизайнер не в силах выполнить работу
арт-директора – привлечь целевую аудиторию и определить цели ее
пребывания на сайте, спрогнозировать коммерческую эффективность сайта.
Таким образом, видно, что в данном случае риски значительно превышают экономию. Более целесообразна экономия порядка 30% от средней рыночной стоимости. Вот самые безболезненные способы:
1. Откажитесь от ненужных работ: многие компании сами наполняют сайт
контентом, отказываются от некоторых дизайн-макетов и прорисовки,
сокращают программную часть. Например, если вам нужен простой сайт, а
вам предлагают сделать сложные личные кабинеты, то лучше отказаться от
них в пользу экономии.
2. Цену на сайт можно снизить за счет уменьшения времени приема работ.
На согласование дизайна тратится огромное количество времени, которое
могло бы уйти на разработку. Урезайте время согласования, и вам спокойно
снизят цену – если вы дизайн примете с пятью правками, вам скинут
30-40%.
Как ни
странно, этой возможностью редко пользуются даже очень экономные
заказчики. Зачастую здесь играет роль человеческий фактор – у нас
обожают перерисовывать дизайн под себя, а это увеличивает себестоимость в
разы.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-45739/ |