Самый нужный российским авиакомпаниям ближнемагистральный самолет
Ту-334 в декабре 2003 года получит сертификат летной годности. Об этом
сообщил на конференции по воздушному транспорту «Крылья России»
председатель Совета директоров компании «Национальный проект-334»
Александр Волков. Кстати билеты здесь http://tickets.ua .
2 августа 2003 г. в Киеве состоялась презентация нового российского
самолета Ту-334, сборку которого завершил Киевский государственный
авиазавод «Авиант».
Серийное производство планировалось наладить в Таганроге – на базе
АНТК им. Бериева, известного разработками гидросамолетов. В 2001 году
российское правительство решило передать проект от гидроавиастроителей
военным. Также серийное производство Ту-334 планировали начать на
киевском заводе «Авиант» и на предприятии Российской
самолетостроительной корпорации «МиГ» в подмосковных Луховицах. До 2009
года предполагалось построить не менее 100 самолетов, из них половина – в
Украине и половина – в России.
24 ноября 2003 г. осуществил первый полет российско-украинский
самолет Ту-334 собранный на киевском государственном авиационном заводе
«Авиант». Самолет плавно оторвался от взлетной полосы завода и
осуществил первый облет. В 15 часов экипаж во главе с первым пилотом
Сергеем Борисовым посадил самолет на авиаплощадку в Гостомеле. «Самолет
сделан на высоком уровне, прекрасно управляем. Полет прошел штатно, без
эксцессов», – прокомментировал журналистам на пресс-конференции первый
пилот. «Сегодня в воздух поднялся самый современный самолет среди
магистральных авиамашин», – подчеркнул в ходе пресс-конференции
генеральный директор ОАО «Туполев» Игорь Шевчук. По его словам, в
будущем этот самолет станет самым массовым среди магистральных самолетов
для России.
Эксплуатация Ту-334 в авиакомпаниях окажется рентабельной, если его
цена не будет превышать 12...13 млн долларов. Но для самолетостроителей
он обходится в 16,5...17,5 млн. Решить проблему предполагается с помощью
двух основных рычагов. Во-первых, увеличением государственной субсидии
на выплату процентных ставок по кредитам. Во-вторых, увеличением срока
лизинга. В настоящее время ведутся переговоры со Сбербанком РФ о
доведении этого срока до десяти лет.
10 декабря 2003 г. киевский завод «Авиант» получил заказ на поставку
пяти самолетов Ту-334 для двух российских компаний – «Комиинтеравиа» и
«Кавминводыавиа». Российский партнер проекта «МиГ», через которого
предполагалось реализовывать основную долю самолетов, ранее объявил о
достигнутых соглашениях с авиакомпаниями «Аэрофрахт», «Атлант-Союз»,
«Пулково» и «Самара». Эти компании выразили готовность приобрести
порядка 40 самолетов до 2010 года.
В конце декабря был уволен глава корпорации «МиГ» Николай Никитин
(его обвинили в срыве сроков строительства самолета Ту-334). Официально
проект не закрыт, но и реальных работ по его созданию уже не ведется.
Оказалось, что самолет не нужен ни российскому Минтрансу, ни киевскому
заводу «Авиант», на который поступили заказы на строительство
украинского конкурента российской «тушки» – Ан-148. Эксперты опасаются,
что кадровая чехарда в «МиГ» может отразиться и на стоимости военных
контрактов корпорации. С потерей гражданского самолета в корпорации
«МиГ», похоже, смирились, корпорацию сейчас особо волнует судьба военных
заказов.
От проекта Ту-334 «Росавиакосмос» не отказывается. Юрий Коптев
заявил, что самолет будут собирать совместными усилиями Казанского
авиационно-производственного объединения (КАПО), ульяновского
«Авиастар-СП», таганрогского авиапредприятия «Тагавиа» и киевского
завода «Авиант». В коптевском списке не оказалось корпорации «МиГ»,
которая уже потратила 50 млн долл. для налаживания технологического
производства самолета в Луховицах. Глава «Росавиакосмоса» не уточнил,
откуда будет взята эта сумма, чтобы организовать производство в других
городах. Теоретически эти деньги может получить лишь КАПО, если на то
будет воля главы Татарстана Минтимера Шаймиева.
Из названных предприятий уже сегодня готов к выпуску «тушки» лишь
киевский «Авиант». Однако заявленная киевлянами стоимость самолета –
около 14 млн долл. плюс таможенные платежи – не под силу авиакомпаниям.
Скорее всего, наши соседи скоро охладеют к строительству российского
самолета, поскольку на завод уже поступили заказы на строительство
украинского Ан-148, прямого конкурента Ту-334. Об этой угрозе еще в
прошлом году предупреждал министр транспорта России Сергей Франк.
«Ту-334 будет строиться на киевском «Авианте», а в Харькове начнется
выпуск самолета такого же класса – Ан-148. Как вы думаете, какая из этих
машин будет ближе интересам Украины?» – спрашивал министр на одном из
совещаний. Теперь антоновская машина стала ближе не только Украине, но и
киевскому авиазаводу непосредственно.
Сертификационные испытания Ту-334 не завершены до сих пор. Всего
построено четыре Ту-334. Одна машина проходит программу летных
испытаний, две – наземные испытания. Еще один самолет достраивается на
киевском заводе «Авиант».
Справка
Самолет ТУ-334 – российский ближнемагистральный турбореактивный
самолет на 102 пассажира и дальностью полета 3150 км с расчетной
коммерческой нагрузкой. ТУ-334 создан на базе перспективных разработок в
области аэродинамики, конструкции, материаловедения, бортового
оборудования и оснащен высокоэкономичными двигателями. Это позволило
достичь высоких аэродинамических характеристик и низких эксплуатационных
расходов.
Задание на разработку 100-местного ближнемагистрального самолета,
предназначенного для замены самолетов Ту-134, ОКБ А.Н. Туполева получило
еще в 1986 году. Самолет, получил обозначение Ту-334. Было решено
использовать двигатели Д-436Т. В конструкции планера широко используются
композиционные материалы.
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики и электродистанционной
системой управления с шестью цветными дисплеями для вывода информации о
полете и данных о работе бортовых систем и силовой установки,
автоматической системой самолетовождения, системой предупреждения
опасного сближения с землей, микроволновой системой посадки.
В перспективе возможно применение на самолете двигателей BR715
немецко-английского консорциума BMW/Rolls Royse, а также авионики фирм
Rockwell Collins, Honeywell Inc. и IliedSignal.
Первый самолет Ту-334 был построен на опытном заводе «Опыт» в конце
1993 года и в начале 1994 года был доставлен в ЛИИ им. М.М. Громова. В
августе 1995 года во время авиационно-космической выставки «МАКС-95»
состоялась его официальная презентация. Первый полет ТУ-334-100
состоялся 8 февраля 1999 года.
На основе исходной модификации разрабатывается вариант Ту-334-200 с
удлиненным фюзеляжем (110/126 мест) и более мощными двигателями
ТРДДД-436Т2 и вариант Ту-334-100Д для авиалиний увеличенной
протяженности.
Технические характеристики
Размеры:
- размах крыла – 29,8 м;
- длина самолета – 31,26 м;
- высота – 9,38 м;
- площадь крыла – 83,23 кв.м;
- угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд – 24 градуса;
- максимальная ширина фюзеляжа – 3,8 м.
Двигатели ТРДДД-436Т-1 Запорожского моторостроительного КБ с реверсивными устройствами.
Число мест:
- экипаж – 2 человека;
- пассажиров в кабине двух классов – 92 человека;
- в экономическом классе – 102...110 человек;
- в туристическом классе – 102 человека.
Летно-технические характеристики:
- крейсерская скорость – 800...820 км/ч;
- дистанция сбалансированного взлета – 1900 м;
- дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой – 1200 км;
- дальность полета с коммерческой нагрузкой 9250 кг (102 пассажира) – 2000 км;
- дальность полета с коммерческой нагрузкой 7000 кг (72 пассажира) – 3150 км;
- эксплуатационный потолок – 11 000 м;
- потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) – 2200 м.
|